Детское экспериментирование в 1 младшей группе. Игры-эксперименты в первой младшей группе

Кашевская Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека игр по опытам и экспериментам для первой младшей группы"
Дата публикации: 21.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр по опытам и

экспериментам для первой младшей

группы

Подготовил:

воспитатель МБДОУ «Ягодка» г.Ноябрьск

Кашевская А.С.

Игры с песком

1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» - экспериментируем с мокрым

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает

слепить пирожки разной формы

«Сыпучий

экспериментируем

Воспитатель

предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять

песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и

предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка

3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную

водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но

Отпечатки на песке

влажного

различные

предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это

интересно делать летом на море или около реки, озера, где есть песочный пляж,

а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих

отпечатков.

Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные различными животными или

предметами.

сравнения можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его

отпечаток

Показать

отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где отпечаток получится более

четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями,

кулаками, пальцами.

Интересная игра с песком - закапывать в него различные "сокровища", а потом

их искать и откапывать

Снег

1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» - научить детей получать четкие

следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу.

Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает,

как получить из снега различные фигуры

2 «Ледяная горка» - показать детям, как делать горку для куклы При помощи

детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом

поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой.

Затем катают куклу с ледяной горки

3 «Снежный городок» - научить детей делать из снега колобки и большой дом

Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом

показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который

называется снежной крепостью

4 «Разноцветные фигуры» - научить детей раскрашивать снежные фигуры На

прогулке

воспитатель

снеговики,

черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник

воспитателя

разноцветную

брызгалках,

раскрашивают водой фигурки из снега

5."Меткий глаз"

Удобнее всего играть, когда снег липкий. Из такого получаются хорошие

снежки – снаряды для игры.

На некотором расстоянии выберите цель (стену дома или нарисуйте мишень

прямо на снегу). Заранее подготовьте снаряды, налепите по-больше снарядов и

по очереди стреляйте в цель.

6. "Кладоискатель"

выберите

площадку.

очертить

территорию

обозначить

веточками. Один игрок отворачивается, другой закапывает сокровище (шишку,

конфету…)

маскирует

«тайник»

(утаптывает

присыпает

снежком). Первый игрок поворачивается и ищет сокровище.

Потом игроки меняются местами. И кладоискателем становится второй игрок.

7."Юный скульптор"

Любимое занятие детей зимой – лепить что-то из снега. Это могут быть и

традиционные снеговики, и крепости, и фигуры зверей.

Снеговиков можно лепить не только на земле, но и на деревьях. Самый простой

вариант - сделать дереву "страшное лицо" из налепленных снежных комков.

Такое изображение (белое на черном стволе) будет видно издалека.

"Спортсмены"

Соорудите

препятствий.

поставьте

площадке санки, прочертите дорожку… Установите правила игры: по дорожке

нужно быстро пробежать, обежать два раза вокруг санок, перепрыгнуть три раза

через барьер… Засекайте время.

Вода

«Кораблики»

познакомить

свойствами

плавающих

предметов

Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи.

происходит

плавающие

металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит

2 «Нырки» - познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям

раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их

бросить в воду

«Буруны»

получает

пластиковый

трубочку

коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане

4 «Соберем водичку» - научить детей пользоваться губкой для сбора воды

Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание

детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз

при помощи губки

5 «Пена» - научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду,

потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде

можно купать куклу

6. «Мыльные пузыри» - пускать и наблюдать какие они получаются по размеру

летят.Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с

тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

7. Эксперименты с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета.

(пластиковой,

прозрачной)

сделайте

концентрированный

раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую,

третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться

высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее

маленькой

баночкой,

наливаете,

сравнивать

результат.

концентрированный

емкостям,

посмотрите

получилась

Расставьте

беспорядке. Пусть ребенок попробует расставить бутылки от самого светлого

оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для

сравнивания (минимально - три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет.

Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

насыщенности

Добавляете

одинаковое

количество

Наблюдайте

получившимся цветом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге

(наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

8. Моем ручки.

Художественное

грязнуль,

ругается: «Буль-буль-буль-буль!» Но если мы вымоем руки и лица, Водичка

довольна и больше не злится.

представление

изменять

направление

движения.

Материал:

половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют

наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по

картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы:

лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода

движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-

другому (направление движения воды изменится).

Бумага

1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают

из них аппликацию

2 «Бумажные комочки» - познакомить детей с новым свойством бумаги -

скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них

коллективную аппликацию

«Бумажные

полоски»

половинку

альбомного

показывают,

получить

Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер

4. Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим

детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать

и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель,

катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или

даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки.

Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать

цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте

приучаем ребенка к творчеству.

5. Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек

бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое

семейство

поменьше

маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

6. Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку,

обыграть:

посмотреть что здесь?»

Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком.

Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по

описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может

катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

7. Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед

ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие

кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети

складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно

8. Игра «Тропинка»

подойдет

страницы

туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,

выкладывая листы

друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога

может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем

разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки

положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.

8. Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте

покажите

разорвать

наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и

неровные,

Разрешите

украсить

«полянку»

своему усмотрению.

9. Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части.

Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож

этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и

прочие детали, так будет еще увлекательней.

Солнце

«Солнечные

зайчики»

солнечным

зайчиком

Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать

солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

2 «Тень» - познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям,

как возникает тень, понаблюдать за движением тени

3 «Разноцветные стекляшки» - познакомить детей со свойствами прозрачного

стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как

меняется окружающий мир

Камешки

1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от

маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды:

выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки

и один большой

камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.

2. Выкладывать

геометрические

нарисовать

листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети

постарше

отгадывать

например,

камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно

выкладывать геометрические фигуры, предметы

и ряды от большого к

меньшему и наоборот.

3. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а

из плоских камешков - башенки разной высоты.

4. Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и

динозавров.

5. Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

6. Сортировать камни можно:

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш

будет подбирать каждой тарелке свои камешки;

поставить

несколько

указателями

различного размера - для маленьких, средних, больших камней;

По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий

различного диаметра - для овальных камней, круглых;

поставить

потребуется,

уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить

вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат

на «весах»;

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный

мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по

вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый,

круглый, маленький.

7. «Крестики-нолики»: начертите на листке поле для игры, отберите несколько

камешков двух цветов и играйте по правилам, просто вместе скучных Х и О у

вас будут белые и черные камешки.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 05.12.2015 14:05 Просмотров: 2132

    «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников.

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

    Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова и др.). Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными

    В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.

    Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний .

    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

    Развивается речь.

    Происходит накопление фонда умственных умений.

    Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    В нашем группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

    Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

    Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, постоянно пополняем наш уголок.

    Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются нами от имени сказочных героев.

    Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы.

    С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Какие предметы тонут? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

    В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

    Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим пирожки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода.

    Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста

    Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
    Задачи экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста сформулированы в таблице 1.
    Таблица 1.
    Задачи Младший дошкольный возраст
    1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
    элементарными знаниями из различных областей наук
    Развитие у детей представления о химических свойствах веществ
    Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях
    Развитие представлений о свойствах растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияния на свойства других предметов магнетизм, отражение света, звук, теплота, замерзание и таяния воды воды, песка, глины, воздуха, камня
    2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов увеличительное стекло
    3. Развитие у детей умственных способностей:
    * развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
    * формирование способов познания путем сенсорного анализа
    4. Социально - личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммутативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
    План работы в детской лаборатории с детьми младшего дошкольного возраста (табл.2)
    Таблица 1.
    Темы игр - экспериментирований
    Месяц первая
    неделя вторая
    неделя третья
    неделя четвертая неделя
    Октябрь Нюхаем,
    пробуем, трогаем, слушаем Почему все звучит? Прозрачная вода Вода принимает форму
    Ноябрь Какие предметы могут плавать? Делаем мыльные пузыри Подушка из пены Воздух повсюду
    Декабрь Воздух работает Каждому камешку свой домик Можно ли менять форму камня и глины Свет повсюду
    Январь Свет и тень Замершая вода Тающий лед Разноцветные шарики
    Февраль Таинственные
    картинки Все увидим, все узнаем Песочная страна Где вода?
    Март Водяная мельница Звенящая вода Угадайка Ловись, рыбка, и мала и велика
    Апрель Фокусы с магнитами Солнечные зайчики Что растворяется в воде? Что отражается в зеркале?
    Май Волшебное сито Цветной песок Игры с песком Фонтанчики

    Игры - экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста
    Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
    Задача: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.
    Развивать умение узнавать различные звуки, определять запах, форму и структуру поверхности, определять на вкус.
    Воспитывать познавательный интерес к человеку.
    Материалы: колокольчик, молоток, 2 камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

    На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы:
    1. Как звучат эти предметы?
    2. С помощью чего вы услышали эти звуки?
    3. Пахнут ли эти предметы?
    Задания: 1. «Угадай, что звучит»
    2. « Отгадай по запаху»
    3. « Отгадай на вкус»
    4. «Отгадай на ощупь»
    Вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка?

    Почему все звучит?
    Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.
    Материалы: Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, металлофон, деревянная линейка.

    Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха?(Ж-ж-ж.)
    Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
    Прозрачная вода
    Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
    Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
    Описание игры - эксперимента:
    На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
    Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Какой слышим звук?

    Вода принимает форму
    Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в котором она налита.
    Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
    Описание игры - эксперимента:
    Перед детьми - таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита.

    Какие предметы могут плавать?
    Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

    Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
    Описание игры - эксперимента:
    Перед детьми разложены все предметы. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может- предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)
    «Волшебная пирамидка»
    1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.
    2. Собираем пирамидку, наоборот, от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

    Делаем мыльные пузыри?
    Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
    Материалы:жидкое мыло, кусочки мыла, специальная петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
    Описание игры - эксперимента:
    Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Васька. Он очень любит пускать мыльные пузыри. Давайте покажем Васе какие ещё бывают петли для пузырей. (Воспитатель демонстрирует разновидности петель и предлагает детям подуть в них) .
    - Мы сегодня узнаем, как делают мыльные пузыри и вместе попробуем их изготовить.
    Мыльные пузыри, значит их изготавливают из мыла. Возьмем кусочек мыла и добавим воды, смешиваем. (Ребята и воспитатель выполняют) .
    - Опускаем петлю в полученную жидкость, дуем в петлю. (Дети выполняют) .
    - Получились ли у нас мыльные пузыри? (Нет) .
    - А сейчас берём другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой. 1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла. Опускаем петлю в раствор, дуем. (Дети выполняют) .Вот видите, теперь у нас получилось. Пузыри получаются только из жидкого мыла. Жидкое мыло растягивается в тонкую плёнку, оно остаётся на петле, выдуваем воздух. Плёнка его обволакивает и получается пузырь.
    - Поиграем с вами. «У кого получится больше надуть мыльных пузырей? », «Какой формы пузырь? », «Какой пузырь летит дальше, выше? » (Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похожи, какого цвета)
    Подушка из пены
    Задача: развить у детей представление о плавучести пред¬метов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
    Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
    Описание игры - эксперимента:
    Медвежонок Миша рассказывает, что он на¬учился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
    Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
    Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по разме¬ру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
    «Имеет ли воздух вес? »
    1. Делаем самодельные весы.
    2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.
    3. Вес одинаковый.
    4. Один из шариков надуваем.
    5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.
    6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

    Воздух повсюду
    Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость.
    Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
    Описание игры - эксперимента:
    Галчонок Любознайка рассказывает, для чего нужен нам воздух, можем ли мы его увидеть? Как узнать есть ли воздух вокруг?
    Дети выполняют игровое упражнение « Почувствуй воздух»- дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, на он везде окружает нас.
    Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
    Галчонок Любознайка дарит детям воздушные шарики и предлагает детям их надуть. Чем мы заполнили шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
    Воздух работает
    Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
    Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
    Описание игры - эксперимента:

    Галчонок Любознайка предлагает детям рассмотреть воздуш¬ные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по-этому ванночка движется быстрее.
    Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики наду¬ваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. По¬чему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
    Каждому камешку свой домик
    Задача: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям
    Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков
    Описание игры - эксперимента: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют, в соответствии со схемой надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую- гладкие и округлые; во вторую- маленькие и шероховатые; в третью- большие и не круглые; в четвертую- красноватые. Дети работают парами. Затем все рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

    Можно ли менять форму камня и глины
    Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
    Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
    Описание игры - эксперимента:
    По модели обследования предмета галчонок предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предла¬гает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут ка¬мень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные сто¬роны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отлича¬ется глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
    Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

    Свет повсюду
    Задача: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
    Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
    Описание игры - эксперимента:
    Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло,
    объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что ещё может осветить
    предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что
    находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь
    прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
    А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
    Свет и тень
    Задача: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
    Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

    Описание игры - эксперимента:
    Приходит медвежонок Миша с фонариком. Вос¬питатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключа¬ется, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. По-чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
    Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
    на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
    образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
    до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
    тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям
    подарок.
    Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра.Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
    Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

    Замерзшая вода
    Задача: выявить, что лед- это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
    Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
    Описание игры - эксперимента:
    Перед детьми- миска с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
    Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
    Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
    Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед?
    «Играем с льдинками»- свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками
    «Растения пьют воду»
    1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.
    2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.
    3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.
    Тающий лед
    Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавли¬вания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко¬торой находится.
    Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание игры - эксперимента:
    Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее рас¬тет лед - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящи¬ми изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
    Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед?Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
    Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в
    воду цветные краски по выбору, заливают в формочки
    (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод
    Разноцветные шарики
    Задача:получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый голубой.
    Материалы: палитра гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображнием (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели- цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.
    Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравится. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
    Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски и делают вывод, что смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой - зеленый, красную с синей – фиолетовый, синюю с белой- голубой.

    Таинственные картинки
    Задача: показать детям, что окружающие предметы меня¬ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
    Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные ка¬рандаши.
    Описание игры - эксперимента:
    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стек¬ла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем на¬ложения стекол - одно на другое.
    Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе

    Все увидим, все узнаем
    Задача: познакомить с прибором - помощником - лупой и ее назначением.
    Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
    Описание игры - эксперимента:
    Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу. Как лучше видно- глазами или с помощью этого стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
    Этот прибор- помощник называется «лупа» Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.
    Песочная страна
    Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовле¬ния рисунка из песка.
    Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
    Описание игры - эксперимента:

    Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисо¬вать?
    На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлага¬
    ется что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
    а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
    и посмотреть, что получилось.
    Все вместе рассматривают детские рисунки

    «Растворение веществ в воде»
    1. Берем стакан воды и кусок сахара.
    2. Кладем сахар в стакан.
    3. Размешиваем. Что произошло?
    4. А что будет, если положить еще больше сахара?

    Тематическое планирование «Опытно-экспериментальная деятельность в первой группе раннего возраста» в ДОУ.

    Сентябрь

    1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

    Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

    Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

    Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

    2. «Рябь на воде». Экспериментирование

    Цель: Развитие дыхательного аппарата.

    Ход занятия: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

    3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент

    Цель: Различие слухового внимания.

    Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

    Ход занятия: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит - громко - тихо.

    Октябрь

    1. «Вода холодная и горячая» . Эксперимент

    Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

    Задачи: Развивать тактильные ощущения.

    Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

    2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент

    Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

    Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

    Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

    3. «Воздух под водой». Эксперимент

    Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

    Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

    Ход занятия: В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

    В интернет-магазине можно купить любые товары для детей и детского сада:развивающие игры, книги, игрушки, различный «транспорт». Все это можно купить со скидкой, используя промокоды, которые выкладываются на сайте Gdekod.ru

    Ноябрь

    1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

    Цель: Знакомство детей с весом предметов.

    • Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
    • Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

    Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) .

    2. «Игры с губкой». Эксперимент

    Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

    • Познакомить со свойствами губки.
    • Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
    • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

    Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

    3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание

    • Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

    Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

    Декабрь

    1. «Прищепки». Экспериментирование

    Цель: Развитие мелкой моторики рук.

    • Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

    Ход занятия: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

    2. «Бумага». Эксперимент

    Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

    • Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
    • Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

    Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

    3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент

    Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.

    • Развивать тактильные ощущения.
    • Дать детям название цветов, активизировать речь.

    Ход занятия: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

    Январь

    1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование

    Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

    • Формировать словарь: части тела.
    • Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

    Ход занятия: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

    Смотрите, смотрите, что я принесла!
    Оно по ладошке тихонько ползёт,
    Сначала по кругу, после вперёд.
    По ручке оно до плеча доползает.
    И шейку оно очень нежно ласкает,
    По ручке другой вниз уползает,
    Опять по ладошке тихонько ползёт,
    Сначала по кругу, а после в полёт.
    Куда полетит? Интересный вопрос.
    Перо прилетело на маленький нос!
    Потом эти ушки перо гладить хочет
    Одно и другое немного щекочет.
    Но пёрышку надо теперь отдыхать,
    Оно улетает в карман полежать.

    2. «Игры с султанчиками». Эксперимент

    Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

    • Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
    • Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением (ветер) .

    Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) - двигаются. Не дуем (нет ветра) - не двигаются.

    3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент

    Цель: Развитие тактильных ощущений.

    • Развивать тактильные ощущения.
    • Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
    • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

    Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

    Февраль

    1. «Развесим платочки». Экспериментирование

    Цель: Развитие мелкой моторики рук.

    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

    Ход занятия: Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

    2. «Найди по звуку». Эксперимент

    Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

    • Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
    • Создание положительного эмоционального настроения.
    • Закреплять названия музыкальных инструментов.

    Ход занятия: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

    3. «Снег. Какой он? ». Рассматривание

    Цель: Знакомство со свойствами снега.

    • Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
    • Развивать тактильные ощущения.

    Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

    Март

    1. «Что в пакете? ». Эксперимент

    Цель: Обучение детей действиям по показу.

    • Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
    • Вызывать чувство радости и интереса.

    Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет - воздух вышел, пакет опустел.

    2. «Открываем, закрываем». Опыт

    Цель: Развитие мелкой моторики рук.

    • Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
    • Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
    • Повышать эмоциональное настроение.

    Ход занятия: Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

    3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт

    Цель: Развитие слухового внимания детей.

    • Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
    • Вызывать радость и удивление у детей.

    Ход занятия: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

    Апрель

    1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание

    Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

    • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
    • Развивать смекалку, любознательность.
    • Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
    • Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

    Ход занятия: Посмотрели в окошечко - солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

    Солнечные зайчики
    Играют на стене,
    Помани их пальчиком,
    Прибегут к тебе.

    Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

    2. «Ветер по морю гуляет». Опыт

    Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

    • Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
    • Учить различать и самим регулировать его силу.
    • Поднятие эмоционального настроения у детей.

    Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно - кораблик плывёт, дуют тихо - стоит на месте.

    3. «Играем с песком». Экспериментирование

    Цель: Развитие мелкой моторики рук.

    • Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

    Ход занятия: Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

    1. «Плавает, тонет». Опыт

    Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

    • Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
    • Способствовать созданию радостного настроения.

    Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни - тонут, а пластмассовые шарики - плавают.

    2. «Что в трубке лежит? ». Эксперимент

    Цель: Развитие любознательности у детей.

    • Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .
    • Развивать усидчивость, терпение.
    • Вызвать чувство радости и удивления.
    • Развивать мелкую моторику рук.

    Ход занятия: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

    3. «Доска Самоделкина». Эксперимент

    Цель: Развитие мелкой моторики рук.

    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Поднимать эмоциональное настроение у детей.

    Ход занятия: обратить внимание ребят на доску с интересными приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Хрюше.

    Список литературы:

    1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

    2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

    3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

    4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

    5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.

    Методическая разработка для воспитателей детского сада по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

    Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".
    Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:
    анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
    сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
    умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
    обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
    Экспериментирование , как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
    Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
    Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
    Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
    Развивается речь.
    Происходит накопление фонда умственных умений.
    Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
    Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
    Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.
    Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
    Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
    1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
    2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
    3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
    4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
    5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
    6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
    7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
    Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
    1. Бусинки, пуговицы.
    2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
    3. Пластиковые бутылочки разного размера.
    4. Разноцветные прищепки и резинки.
    5. Камешки разных размеров.
    6. Винтики, гайки, шурупы.
    7. Пробки.
    8. Пух и перья.
    9. Полиэтиленовые пакетики.
    10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
    11. Вата, синтепон.
    12. Киндер-сюрпризы.
    13. Глина, песок.
    14. Вода и пищевые красители.
    15. Бумага разных сортов.

    Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)
    Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
    Задачи:
    Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
    Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
    Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
    Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
    Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
    1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
    2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
    3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
    4. О способах исследования объекта.
    5. О предметном мире.
    В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
    «Вода»
    Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
    Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
    игра «Переливашки»
    - показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
    игра «Найди ракушку»
    - познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
    игра «Тёплое – холодное»
    - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
    игра «Тонет – не тонет»
    - дать представления о плавающих и тонущих телах.
    наблюдение за водой
    - познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
    игры-забавы с водой.
    - закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
    «Песок»
    Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
    С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
    При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
    Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
    игра «Печем печенье»
    - закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
    игра «Норка для зверушек»
    - закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
    игра «Что спрятано в песке?»
    -развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
    игра «Чудо пекарь»:
    - закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
    «Воздух»
    С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
    На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
    «Камни»
    На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
    Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
    «Бумага»
    При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
    Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
    Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
    Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.